Владимир Солнцев: БАМ моё самое яркое воспоминание в жизни!
Владимир Солнцев: «БАМ – моё самое яркое воспоминание в жизни!»
В 2024 году наша страна отмечает 50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали. За всю историю строительства в нем участвовали свыше двух миллионов человек. Многие жители поселка Прогресс – в их числе. Сегодняшний наш рассказ о нашем земляке, строителе БАМа - Владимире Алексеевиче Солнцеве.
Свой рассказ участник Всесоюзной стройки начал так: «В моей жизни есть две самые памятные даты – армия и БАМ. При этом БАМ – самое яркое воспоминание!».
Владимир Алексеевич Солнцев – в 70-х вместе с женой приехали в Прогресс по распределению. Работал мастером на Райчихинской ГРЭС. О БАМе интересовался всегда. Еще бы, такая «махина» строится!
В начале 1980 года они с другом Виктором Степановичем Белозёровым заговорили о «стройке века», а в завершении разговора одновременно пришли к выводу: «Надо ехать!».
На работе Солнцева уговаривали остаться, мол, и без тебя БАМ построят. Это еще больше его задело: «Без меня вот, как раз, и не управятся!».
Прилетели с другом в Усть-Нюкжу, а от нее нужно было добраться до Ханни. «Там друг наш хороший жил, - объясняет Владимир Алексеевич. – Обещал и с работой помочь!».
Посидели друзья в аэропорту и решили выдвинуться пешим ходом.
Навстречу попался им крытый грузовик. Водитель остановил машину и, с нескрываемым удивлением, спросил:
- Мужики, далеко собрались?
- До станции Хани…
- Далековато пешком, километров сто будет… Мы тут молодоженов в ЗАГС везем. Садитесь в кузов. Сначала молодых зарегистрируем, а потом обратно вернемся…
Владимира Солнцева и Виктора Белозёрова перевели на работу в поселок Сюльбан Читинской области. В Трудовой книжке Солнцева запись: «23.04.1980 года принят на работу в Министерство транспортного строительства РСФСР «ГЛАВБАМСТРОЙ», управление строительства «БАМСТРОЙПУТЬ», строительно-монтажный поезд № 596. Плотник».
«Бригада у нас была, - вспоминает Владимир Алексеевич, - будто большая дружная семья. Молодые были. В руках все «горело»! Удивительные люди, трудолюбивые, талантливые, дружные!».
Щитовые дома в поселке возводили быстро и в срок. Из вагончиков люди постепенно переселялись в дома с центральным отоплением и водой.
Было, чем заняться друзьям и в законный выходной.
«Природа Читинской области меня просто поражала своим величием, неприкосновенностью, что ли - вспоминает БАМовец. – Огромные сопки! Я таких сопок отрадясь не видел. Красота! Сколько ягоды, грибов… В то время я всерьез занимался фотографией. В выходной одностволку и фотоаппарат на плечо и в лес!».
- А ружье зачем? – спросила я.
- От хищников защита! – рассмеялся мой собеседник.
В качестве «трофея» привез Владимир Алексеевич из Сюльбана в Прогресс сотни фотографий.
После трех лет работы на БАМе, Владимир Солнцев вернулся на Райчихинскую ГРЭС, откуда и ушел на пенсию.
Видя, с каким удовольствием он рассказывает о годах, отданные БАМу, понимаешь, что строительство Байкало-Амурской магистрали в его жизни – памятное дело. Большое. Настоящее. И слова песни «не каждому дано так щедро жить — друзьям на память города дарить» не просто красивые слова. Они оставляли друзьям новые города и посёлки.
А сегодня, юбилейная дата «50 лет БАМу» заставила их вернуться в годы своей беспокойной молодости. И им есть, что вспомнить!